воскресенье, 2 октября 2016 г.

Социальные статусы и роли

Что такое социальный статус личности

Социальный статус - это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, социальным происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее определенные права и обязанности.
 Реально любой человек занимает в обществе много позиций. Возьмем, к примеру, школьника: помимо того, что он учащийся, он является молодым человеком, сыном, часто внуком, братом, возможно, членом спортивной секции. Поэтому социологи говорят о статусном наборе. При этом можно выделить ту позицию, которая является для человека наиболее существенной, определяет его социально. Это и будет главный статус человека. Если внимательно присмотреться к тем показателям, которые определяют статус личности, то можно увидеть, что одни из них – пол, расовая принадлежность, возраст – не зависят от личности. Эти статусы, данные от рождения, называют предписанными. В то же время образованным, владеющим определенной специальностью человек становится. Таким образом, он обретает новые статусы, их называют достигаемыми.
 С понятием социального статуса связано другое понятие – «престиж». Престиж - это оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми.
 Авторитет - степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств какого-либо из их членов. Престижными могут быть профессия, должность, вид деятельности, авторитетным – вполне определенный, конкретный человек. Лучшая реализация личности возможна при нахождении человеком гармонии его склонностей и способностей с той деятельностью, которую он выполняет.

Социальный роли личности

В социологии социальной ролью называют ожидание, предписание соответствующего статусу поведения. 
Социальных ролей, как и статусов, у каждого из нас достаточно много. Совокупность ролей, выполняемых человеком, называется ролевым набором. Овладеть им бывает непросто. Подчас человек ведет себя совсем не в соответствии со своей статусной ролью.
 Напряженные отношения – ролевой конфликт – возникают и в тех ситуациях, когда человеку приходится придерживаться требований трудносовместимых ролей. Например, профессиональный рост требует значительных личных усилий по овладению специальностью, затрат времени. Для женщины это становится особенно сложным в связи с тем, что ей приходится выполнять роли матери, жены, которые, в свою очередь, предполагают широкий спектр обязанностей.
 Ролевой набор, присущий отдельной личности, определяется многими факторами. Один из них – это возраст. Для периода юности, по оценкам социологов, характерна ролевая промежуточность между ролью ребенка и ролью взрослого.
 И все же в реальной жизни роли человека не заданы ему от рождения. Человек одновременно и автор, и актер им самим написанной драмы. Другое дело, что роль свою ему приходится и писать, и играть, исходя из сложившихся требований общества по отношению к нему.

Социализация личности

Социализацией называется процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных ролей и норм, духовных ценностей. 
Вне постоянных связей с другими людьми социализация невозможна. Особенно эти контакты важны в раннем возрасте. Известно немало случаев, когда дети в силу разных причин были резко ограничены в общении с окружающими людьми. Это наносило развитию ребенка непоправимый ущерб.
 Уже в первые месяцы жизни младенца, когда устанавливаются его отношения с матерью, а затем с другими близкими, начинается первый этап социализации личности. В дальнейшем большую роль в постижении мира взрослых приобретает игра.
 В общении со взрослыми, в игре ребенок постепенно учится видеть себя так, как его видят другие, у него развивается самопознание.
 Примерно к 8–9 годам осваивается другой тип игр – игры по правилам. С этого возраста становятся понятными идеи справедливости, равного участия. Возникает основа для начала довольно длительного процесса постижения моральных норм, духовных ценностей, утвердившихся в данном обществе. Социализация личности продолжается и в дальнейшем и, по мнению многих исследователей, сопровождает человека всю жизнь.

Кто учит нас "играть по правилам?"

Огромная роль на первом этапе социализации личности принадлежит семье. Главными воспитателями ребенка в малой семье являются родители. В большой семье воспитывают все: родители, старшие братья и сестры, бабушки и дедушки. Семья обеспечивает человеку его первичный социальный статус.
 Как правило, родители стараются быть достойными воспитателями для своих детей и учить их только хорошему. Но бывает и так, что обстоятельства социализации ребенка в семье очень неблагоприятны. Дети могут подвергаться насилию, что нередко случается в семьях, где взрослые злоупотребляют алкоголем; могут стать свидетелями грубого обращения отца с матерью или другими детьми. В подростковом возрасте большое влияние на социализацию личности оказывает группа сверстников. Здесь человек осваивает новый тип отношений – равный с равным.
 Одним из главных социализаторов каждого человека в современном обществе является школа. Она ориентирует подростка в основных видах деятельности, готовит к их освоению.
 В современном обществе большую роль в социализации личности играют средства массовой информации. Cегодня многие сходятся во мнении, что СМИ служат не только носителями культуры, но и средством манипуляции, т.е. неявного, незаметного для того, на кого оказывается воздействие, побуждения его к определенным действиям, настроениям, отношению.

Социальная адаптация

Социальная адаптация – это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств. Конечно, есть люди, которые стремятся уйти от контактов с действительностью, замыкаются в себе, погружаются в мир собственных переживаний.
 Однако большинство людей стремится органично вписаться в окружающую социальную среду. Свойство адаптации присуще всему живому, но человек осуществляет этот процесс осознанно. Прежде всего осваиваются наиболее устойчивые свойства этой среды, типичные способы социального поведения. Так, ребенок довольно длительное время адаптируется к такому учреждению, как школа: привыкает к школьному распорядку, усваивает правила поведения, овладевает нормами коллективной деятельности, осваивает стиль общения с педагогом. Но это в основном внешние формы адаптации. Главное состоит в том, что принимаются ценности определенного социального окружения.
 Социологи и психологи различают два типа адаптации. Первый характеризуется активным воздействием на социальную среду: человек не только осваивает сложившиеся формы взаимодействия людей, устоявшиеся нормы, ценности, но и в какой-то мере стремится изменить те, которые представляются ему несовершенными или устаревшими. Второй тип адаптации – это пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения. Поведение человека в данном случае называют конформным

Комментариев нет:

Отправить комментарий